Sunday, February 27, 2011

этап 4. Азы Духовного управления гневом

Думали ли вы когда-либо, что следующие утверждения отражают то, как вы разбираетесь с вашим гневом?

•    Меня беспокоит мнение людей обо мне, но я не готова признать –насколько беспокоит.
•    Для меня обычное дело иметь внутри чувство беспокойства
•    Мне кажется что я готова помогать другим больше чем они готовы помогать мне
•    Мне нравится проводить время так, чтобы никто не знал что я делаю
•    Много хороших вещей, которые я сделала или делаю - были сделаны/делаются из чувства долга
•    Неоднократно бывало, что я просыпаюсь утром и не чувствую себя отдохнувшей
•    Бывает, что я говорю то, что мне не следовало говорить.

Что вы понимаете под словом «гнев»?

Что вы представляете себе, думая о словосочетании «гнев Божий»?

Как вы считаете, возможно ли гневаться и не грешить?

Эти и многие другие вопросы, связанные с гневом, я неоднократно задавала себе... Мои размышления были связаны идеей о том, что Человек – как Творение Совершенного Бога – просто не может быть несовершенным! Все, что Бог заложил в нас – это является плодом Его совершенного замысла. Ведь в конце концов, Он сотворил нас по Своему образу и подобию! (Бытие 1:26)

Я впервые задумалась об этом, когда начала исследовать свою натуру. Я поняла, что нет во мне качеств однозначно плохих и однозначно хороших! Есть мои индивидуальные особенности – например быстрая реакция: могу использовать ее во зло – слишком быстро осудить кого-то, и во благо – найти быстрый выход из трудной ситуации. Спокойное отношение к деньгам – не стемлюсь к богатству, но при этом могу быть безответственной в финансовом планировании. Высокая степень социальность – могу легко сблизиться с кем-то, а могу быть навязчивой в общении ...и так далее!

Это всего лишь лирическое вступление – продолжим о гневе. Гнев - это эмоция, которая чаще всего неправильно понимается, но тем не менее очень широко людьми используется.

Я буду говорить о гневе, подразумевая под гневом следующее:

Гнев - это естественный, заложенный Богом защитный механизм человечека, возникающий как самозащита в ответ на нападение или угрозу.Он свидетельствует о том, что происходит что-то неприемлемое для вас, и с этим нужно что-то делать.

Это определение симбиоз духовного и психологического понимания, почерпнутого мной из разных источников. Наверняка вы можете найти свое определение гнева – будет оно более кратким или более развернутым, не повлияет на суть дальнейшего изучения.

Таким образом, гнев - реакция не положительная и не отрицательная - гнев просто возникает. Как возникает боль, если вас ущипнуть сильно-сильно - или ударить, или уколоть...

Некоторые списки и задания, которые я привела в этом изучении, я впервые увидела в путеводителе к исцелению от боли предательства. (“Betrayed Heart”). Там указывалось что источником их были заметки с лекций об управлении гневом. (Wanda Fisher, lecture notes, Faith Center Forthsquare Church, Eugene, OR)

Столкнувшись с темой гнева, я начала усиленно изучать Библию об этом, потому что видела, насколько эта часть духовной жизни много значит для христианина, в том числе и потому что недуховное выражение гнева может наложить серьезнейший отпечаток на отношение к жизни в целом, на отношение с людьми, и даже отнять способность наслаждаться полной жизнью в Боге!

Подумаете о следующих словах в списке. Постарайтесь оценить степень гнева при каждом из них: Высокая – Средняя - Низкая?

Взволнованный
Горький
Обеспокоенный
Одержимый
Критичный
Защищающийся
Недовольный
Раздраженный
Встревоженный
Сердитый
Взрывной
Яростный
Разочарованный
Враждебный
Задетый
Негодующий
Взбешенный
Разгневанный
Разозленный
Обезумевший
Злобный
Кровожадный
Возмущенный
Раздосадованный
Сварливый
Обиженный
Возбужденный
Вне себя
Гневный
Мстительный
Огорченный
(задание из путеводителя “Betrayed Heart”)

Все это – выражения гнева  - чаще всего того, с которым вовремя не разобрались правильно. Теперь думая об этом, вы можете понять, к чему Павел писал «гневаясь, не согрешайте».
Размышляя над эмоциями, перечисленными выше, мы можем лучше понять корневые причины, которые лежат за ними. То, что вызвало наш гнев, может включать следующее:

Страх               
Стыд
Контроль
Когда тебя бросили
Когда попирают твои ценности
Пережитое насилие
(любое - эмоциональное или физическое)

Некоторые из эмоций выше вызывают гнев и у нашего Отца небесного:

Второзаконие: 29:18-20 Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего"; и пропадет таким образом сытый с голодным; не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной.

Когда человек бросает Бога!

Числа 32:9-14 они доходили до долины Есхол, и видели землю, и отвратили сердце сынов Израилевых, чтобы не шли они в землю, которую Господь дает им; и воспылал в тот день гнев Господа, и поклялся Он, говоря: люди сии, вышедшие из Египта, от двадцати лет и выше [знающие добро и зло,] не увидят земли, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, потому что они не повиновались Мне, кроме Халева, сына Иефонниина, Кенезеянина, и Иисуса, сына Навина, потому что они повиновались Господу. И воспылал гнев Господа на Израиля, и водил Он их по пустыне сорок лет, доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних. И вот, вместо отцов ваших восстали вы, отродье грешников, чтоб усилить еще ярость гнева Господня на Израиля.

Когда человек причиняет Богу боль, попирая Его ценности.

Посмотрите, как описывает нам Бога пророк Наум:   

Наума 1:2 – 7 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.

Мы, будучи созданы по образу Бога, переживаем гнев. Но Бог не дал нам власти судить и карать тех, кто стал причиной нашего гнева. Он послал нам Христа, чтобы мы подражали Ему в том, как иметь дело с гневом, который естественным образом обязательно будет возникать у нас.

Следующий отрывок содержит всем нам известное и казалось бы противоречивое указание от Апостола Павла. Но также я увидела в нем выход, который дает нам возможность исполнить это указание:

Ефесянам 4:17 – 32 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 

Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, -отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. 


Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;  и не давайте места диаволу.Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Давайте сначала обратимся к первой части этого фрагмента. Павел начинает с того, что напоминает христианам из Ефеса, а вместе с ними и всем нам, о том, что нам не нужно идти путями безбожников. Павел аппелирует к нашему познанию о Христе!

Со стиха 20:
Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

Мы научились у НЕГО! И как правда это для любого духовного процесса – с уверенностью ли, с чистотой ли, и с нашим гневом – о котором Павел говорит ниже – вот что нам нужно сделать:

- Отложить прежний образ жизни
- Обновиться духом ума нашего
- Облечься в нового человека


Как это будет выглядеть на практике? Читаем с 28 стиха:
Говорите истину,
Гневаясь не согрешайте, солнце да не зайдет в гневе вашем.
Не давайте места дьяволу!


Прежде всего нужно отложить прежний образ жизни. Отложить прежний образ обращения с нашим гневом. Есть две крайности: либо выражать свой гнев греховно, либо подавлять его, сохраняя пристойное поведение, но при этом не храня свое сердце, от которого (Притчи 4:23)  - источники жизни. И то и другое – вовсе не приблизит нас к Богу, напротив - может отдалить от Него!

Хороший пример того, как я раньше подавляла свой гнев – это заблуждение в использовании Слов Иисуса «отрекайся от себя» из Луки 9:23

Когда у меня были противоречивые чувства, я делала следующее: принималось волевое решение поступать правильно, одновременно принималось  решение «задвинуть» свои чувства туда, где «я их больше не чувствую»! Обратите внимание на кавычки - чувства-то по-прежнему там – глубоко –остались! И я живу дальше в полной уверенности, что этим угождаю Богу и несу свой крест в том числе. «Крестом» кстати и объяснялся для меня внутренний дискомфорт, неизбежно возникающий впоследствии.

Не знаю, знакомы ли вы с этим... Нам – поколению, детством из СССР – вряд ли когда-то удавалось иметь дело с нашими чувствами иначе. Нас этому не учили. Учили «Будь готов! – Всегда готов!» - уверена, что вы произнесли отклик внутренне и автоматически – все те, кто родился в 60-х и 70-х.

Знаете,  скорее всего, если вы выросли в СССР, вас наверняка «воспитывали». Помните Мальвину – «а теперь я займусь вашим воспитанием,» сказала она Буратино, который не знал как вести себя. Мы знаем, что «нельзя кричать», «надо уступать младшим» и «уважать старших». Нельзя хлопать дверьми, бить обидчика  -  мы чаще всего знаем как быть «приличными людьми»: как терпеть унижение от вышестоящего, как молчать, когда «это не твое дело», как «глотать обиды» и тп.

Этот урок невозможно воспринимать без того, чтобы учиться у Иисуса тому, как принимать боль. Я даже не знаю что первое, а что второе... Наверное эти две темы идут рука об руку... Я много думала в последние месяцы о боли... Пишу и об этом тоже. Скоро опубликую, как и обещала.

Вот что может происходить в зависимости степени нашего гнева - от крайней степени до нижней. И все это именно то, что мы хотим совлечь с себя, чтобы облечься в нового духовного человека по образу и подобию Христа.

ОТНОШЕНИЕ СЕРДЦА                    ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА
(ПАССИВНОЕ)                                   (АКТИВНОЕ)
ЯРОСТЬ  _______________    УБИЙСТВО/САМОУБИЙСТВО/
                                            ОНЕМЕНИЕ/ОБОСОБЛЕННОСТЬ
ЗЛОБА       _____________    ПРОДУМАННАЯ МЕСТЬ
НЕНАВИСТЬ   __________  ОДЕРЖИМОСТЬ/ВНЕ КОНТРОЛЯ
ГОРЕЧЬ    _____________ СЛОВЕСНЫЕ/ФИЗИЧЕСКИЕ НАПАДКИ
ОБИДА   _____________   ОСКОРБЛЕНИЯ/КРИТИЧНОСТЬ
НЕПРОЩЕНИЕ   ____________   ОЗАБОЧЕННОСТЬ КОНТРОЛЕМ
ОТВЕРЖЕННОСТЬ/СТЫД    ____ ОТДАЛЯТЬСЯ/ЕСТЬ
ВНЕ СЕБЯ/ОМЕРЗЕНИЕ   _____  СПЛЕТНИ/ШОППИНГ
РЕВНОСТЬ/ЗАВИСТЬ   _______ САРКАЗМ/КРИТИКА
НЕДОВОЛЬСТВО    ___________ХЛОПАТЬ ДВЕРЬМИ, БИТЬ ПОСУДУ
РАЗДРАЖЕНИЕ/ДОСАДА   ____  НЕДОВОЛЬНЫЕ ГРИМАСЫ
ТИШИНА    ____________     ПОСТУКИВАНИЕ НОГОЙ
(таблица из путеводителя «Betrayed Heart»)


Интересно видеть проявления гнева такие, как сплетни или шоппинг, а как насчет постукивания ногой? Хотя наверняка недовольные гримасы каждый замечал – как на лице ближнего, так и в зеркале... После этой информации я стала более внимательно относиться к своему или Ваниному постукиванию ногой... На какое-то время это даже стало нашей семейной шуткой. Хотя  - кроме шуток - именно это несколько раз помогло мне определить, что есть что-то внутри, что я мимоходом подавила - с чем стоит разобраться духовно.

Каждый человек склонен обычно к одному из типов гнева – либо подавленному либо взрывному.

Подавленный тип гнева                                          Взрывной тип гнева
1. Вас очень легко обидеть                      1. Вы критичны и резки
2. Боитесь говорить «нет»                        2. Не слушаете мнение других
3. Чувствуете, что во всем виноваты      3. Должны быть лучшим
4. Чувствуете, что вас используют          4. Требуете соблюдения своих
                                                                                прав
5. Обычно одиноки, будто прячетесь      5. Склонны поспорить
6. Легко чувствуете себя подавленно     6. Недостаток сострадания
7. Не умеете веселиться                           7. Сфокусированы на себе и
8. Обычно полны страхов                                            осуждаете
                                                                      8. Склонны к манипуляции
                                                                      9. Затаиваете обиду
                                                                        (имеете зуб против кого-то)
(таблица из путеводителя «Betrayed Heart»)

Подавленный гнев направлен вовнутрь, что обычно впоследствии вызывает подавленность, жалость к себе и низкую самооценку. Взрывной гнев обращен вовне, нападает на других, и часто ведет к горечи. Ни одна из этих реакций не является здоровой, однако именно так человек реагирует на боль, когда в его жизни нет Христа и его примера.

Что же делать, если мы гневаемся?

Помимо того, что нам надо признать истину об этом, нам нужно обновиться духом ума нашего – приобрести новое понимание!

Иаков, один из Сынов Грома, видимо, научился у Христа. И прошел путь от юноши, который был готов сжечь деревню, до человека, который учил о мирной мудрости.

Иакова 1:19-20 Каждый человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божией.

С тех пор, как мы с Ариной написали на эти слова песню, теперь меня ночью разбуди, и я могу пропеть этот стих! Знаете -  это дает убеждения!

Если вы, подобно мне с ранних лет склонны подавлять свой гнев под соусом «отречения от себя», это не приведет вас к подобию Христа. И если вы напротив импульсивно выражаете свой гнев, то как бы вы этого ни желали, но – в отличие от гнева Бога – никакого правосудия это не сотворит. Бог не поручал нам роль судей! Мы не Господа – мы – слуги!

Иаков в своем послании очень ясно пишет об этом:
Иакова 4:11-12 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
 

Апостол Павел также дополняет в том же духе:
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.  Римлянам 12:19

Проблема гнева стояла не только перед христианами первого столетия, но так же и перед людьми Бога в древнем Израиле. Наверняка Давид – до царствования и во время  - переживал много ситуаций, когда он чувствовал гнев: вот какие у него были поводы для гнева:
1.    Царь незаслуженно хочет его убить.
2.    Ему обещали отдать в жены принцессу, но передумали.
3.    Он не сделал ничего плохого, но на него охотятся
4.    Умер его самый лучший друг Ионафан
5.    Его собственный сын покушается на его трон
6.    Его злословят публично

Найдите еще ситуации в книгах 1 и 2 Царств! - Еще одну я нашла - еще задолго ДО - Его не принимают всерьез! - помните, когда он пришел на поле боя и стал расспрашивать про Голиафа? (1 Царств 17)

2 Царств 23: 1-2 Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием.

Какой путь предлагает нам Давид, поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева, сладкий певец Израилев, человек, который владычествовал над людьми в страхе Божием? Какой ответ вы можем получить от него? Конечно песню.

Я много лет живу рядом с человеком, который выражает свое отношение к Богу в пении, поэтому наверное я могу отчасти понять какого рода отношения с Богом были у Давида. Мы можем подражать ему в отношениях с Богом, в том, как он имел дело со своим гневом.

Псалом 4:5-6 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
 

Давайте вернемся вновь в послание к Ефесянам 4:27 Не давайте места дьяволу! 

К этому я хочу посоветовать вам прочитать главу из книги Глории Бэрд «Духовный водоворот». В ней Глория делится о том, как распознать стрелы сатаны, направленные в наш разум и не дать сатане места развернуться!

Когда вы в гневе, задайте себе вопросы:

1.    Почему эта ситуация или человек вводят меня в гнев?
В чем мой страх, боль, несправедливость, желание защититься, попирают ли мои ценности?
2.    Мой гнев исходит из «сегодняшней» проблемы или корни его лежат во «вчерашней» проблеме?
Возможно это следы вашего неразобранного отношения к этому человеку? Или же это полностью «новая» ситуация/боль? Или в вашем далеком прошлом были подобные модели отношения?
3.    Мой гнев направлен обычно против именно этого человека или повторяющихся обстоятельств?
Прослеживаете ли вы закономерность? Какую? Если вы острее реагируете на этого человека, то возможно у вас есть против него обида из прошлого?
4.    Какие слова я использую, чтобы закамуфлировать гнев? (мне досадно, я расстроена, мне так неприятно, это очень неприятные обстоятельства и тп)
Мне легче повесить ярлык на свой гнев или на подобную ситуацию, чтобы не идти глубже. Чтобы «облегчить» ее серьезность
5.    Могу ли я контролировать свой гнев?
Могу ли я удержаться от взрывной реакции и заменить мои деструктивные мысли обещаниями Бога?
6.    Вовлечено ли в ситуацию чувство моего достоинства?
Повлияло ли это на мою самооценку? Задело ли это меня?
7.    Обоснованно ли мое чувство гнева?
Действительно ли мне больно и это несправедливо или я просто  восстаю, потому что это не по-моему или у меня есть страх от недостатка веры?
8.    Выпускаю ли я свои чувства против неправильного объекта? (собака, ребенок, неодушевленные предметы)
9.    Выливаю ли я свой гнев на того, кто слабее меня?
10.    Можно ли меня частично обвинить в том, из-за чего я гневаюсь?
Является ли мое поведение или слова причиной событий, вызвавших мой гнев?
11.    Исходит ли мой гнев из чувства угрозы?
12.    Насколько мой гнев исходит из того, что лукавые стреляет в меня своими огненными стрелами?
Сатана проникает в наше мышление, вызывая в нас осуждение и греховные мысли. Не давайте ему места!  Часто он просто клевещет на людей, заставляя нас додумывать и создавать в своем мышлении искаженную картину происходящего!
13.    Для тех, кто подавляет гнев: может быть пришло время противостать, а не подавлять свой гнев?
14.    Для тех, кто выражает свой гнев: может быть пришло время остановиться и пристальнее посмотреть на себя?
(вопросы из «Betrayed Heart» с моими комментариями - курсивом)

Без прощения вы не сможете разобраться с вашим гневом. Прощение жизненно необходимо нам. Иисус учит очень серьезно о прощении:

Матфея 6:9-15 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе, хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Это учение Христа должно служить для нас достаточной мотиваций  к тому, чтобы правильно разобраться со свом гневом.

Гнев – это несомненно бремя. Эмоциональное бремя. Когда мы в гневе, нам трудно. Ситуация с гневом – одна из многих, с которыми Иисус призывает прийти к Нему!
Матфея 11:28-30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;  возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ ГНЕВ?

1.    Иметь правильные отношения с Богом.
2.    Нормально отдыхать, питаться и заниматься физкультурой. Быть в курсе эмоциональной перегрузки.  Если мы устали, мы скорее всего будем реагировать, испульсивно выражая свой гнев.
3.    Не фокусироваться на себе, научиться помогать другим
4.    Осознать, что я могу выбирать свои эмоции. Мы научились именно так иметь дело с гневом на протяжении своей жизни. Если вы видели, как ваши родители сначал выражали гнев, а потом разбирались с проблемой, вы скорее всего будете исопльзовать тот же подход. Так мы усваиваем свой тип реакции на гнев. Мы можем переучиться, заменив нездоровые модели здоровыми и духовными.
5.    Следовать Матфея 5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»,
6.    Осознавать, когда я настраиваю себя отстраниться от человека
7.    Прийти к истинному пониманию, кто я во Христе
8.    Быть честной, когда мне больно и не минимизировать свою боль
9.    Быть реалистичной в ожиданиях от себя
10.    Принять факт, что жизнь не всегда будет ко мне благосклонна
11.    Принимать несовершенство в других
12.    Помнить, что маленькие лисята портят виноградник
13.    Выбрать простить от всего сердца
14.    Не принимать решения, когда я в гневе
15.    Просить Бога научить меня Его любви
(Список вопросов из путеводителя «Betrayed Heart»  с некоторыми моими дополнениями)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Я В ГНЕВЕ!
Проанализируйте свои чувства – впадите, так сказать,  в здоровое глубокомыслие!
Аргументируйте сами с cобой – Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?– помните из Псалмов?
Осложите это на время – медлен на слова, медлен на гнев... (Иакова 1:19)
Почитайте Библию, подумайте о слове Бога – как возрожденные от Слова Божьего нетленного! (1 Петра 1:23)
Запишите свои мысли и чувства  - Вникайте в себя и в учение! (1 Тим 4:16)
Расслабьте дыхание и мышцы
Позаботьтесь о себе (ванна, прогулка, чаепитие)
Сделайте доброе дело кому-то
Определите, где вы не реагируете духовно и сделайте выбор

1 comment: